Состояние и перспективы электронной коммерции в Рунете: краткое обозрение объёмных исследований РАЭК и Data Insight

anima's picture
Состояние и перспективы электронной коммерции в Рунете: краткое обозрение объёмных исследований РАЭК и Data Insight

Аналитическая служба РАЭК опубликовала отраслевой доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития интернета в России по итогам 19-го Российского Интернет Форума РИФ+КИБ 2015.

Не остался без внимания и сегмент электронной коммерции, отчёт по которому получился очень содержательным и подробно иллюстрирующим положение вещей в этой сфере. Мы же предлагаем Вам ознакомится с основными фактами и цифрами, чтобы Вы могли составить для себя общее представление о ситуации на рынке интернет торговли в России.



Рынок интернет торговли в России

Применительно к электронной коммерции стоит выделить следующие ключевые события, представленные в статье:

  • Приход китайских игроков
  • Дебаты вокруг ограничений кроссбордерной торговли
  • Ослабление позиций локальных игроков
  • Проявление границ в интернете
  • В интернет пришло более 50% населения страны
  • Половина горожан пользуется мобильным интернетом
  • Доля мобильного трафика выросла в 1,5 раза
  • 25 млн онлайн-покупателей
  • Безналичная оплата почти догнала наличную
  • Быстрый рост доли programmatic в продажах медийной рекламы (20%)

Отмечают: “Сегмент электронной коммерции, хотя развитие и идет по «кризисному сценарию», если принять во внимание прогнозы экспертов на 2014 год, тоже растет. В дальнейшем РАЭК ожидает среднегодовой рост рынка до 2018 года на 8–10% в год.”

Расходы россиян на материальные товары в интернет-магазинах в 2014 году составили 645 млрд рублей, однако рост рынка вызван в основном не столько ростом заказов, сколько увеличением среднего чека, обусловленным инфляцией, в то время как реальный же рост составляет 17%. Число онлайн-покупателей выросло до 25,4 млн человек, это треть интернет-аудитории в возрасте от 18 до 64 лет.

Что покупают в интернет-магазинах?

Наиболее популярными для интернет покупателей традиционно остаются одежда, электроника, бытовая техника, товары для детей, а также компьютеры и комплектующие, в то время как товары ежедневного спроса, такие как продукты, бытовая химия, фармацевтическая продукция и др. представлены в интернете достаточно слабо.



Топ 5 товарных категорий в онлайн магазинах

Кто покупает?

В последние два года наблюдается сокращение аудитории пользователей, покупающих в зарубежных магазинах и увеличение числа тех, кто приобретает товары в российских. Можно утверждать, что число покупателей продолжает активно расти, и это не столько новые пользователи, сколько участники других сегментов интернет-аудитории.

В ходе исследования выяснилось, что в основном покупки совершают пользователи в возрасте 35-44 лет, для этой же категории, характерен самый высокий средний чек, при этом женщины совершают покупки чаще мужчин. Стоит отметить, что на поведении покупателей сказываются образование, род деятельности, занимаемая должность и уровень доходов. Больше покупателей среди людей с высшим образованием, среди руководителей и специалистов, и пользователей с высоким доходом, а вот активности в интернет-покупках ждут именно от служащих и рабочих.

Пока интернет-торговля лучше развита в крупных городах, а лидирующие позиции по показателям принадлежат Москве и Петербургу (более 30% всех покупателей, 38% заказов и почти половина от денежного объема рынка).

Оформление и доставка

Что касается способов оплаты, то при покупке в зарубежных интернет магазинах чаще используется оплата банковскими картами (более 60%), а для внутрироссийского рынка предпочтение отдаётся оплате при получении (74%). Большинство покупателей хочет увидеть товар до оплаты, кому-то удобнее платить наличными, есть же и те, кто попросту сомневается в безопасности онлайн-платежей — 21%.

Заметны изменения в способах оформления заказов. 84% заказов оформляются через сайт магазина (корзина или стандартная форма заказа), значительно меньше — по телефону или электронной почте, что связано с тем, что пользователи становятся опытнее и привыкают заказывать через интернет.

Способы доставки зависят от страны продавца. Для заказов в зарубежных магазинах – это в основном получение через Почту России (более 85%), для внутри-российских – это в большей мере курьерская доставка, а получение на почте и в пункте выдачи заказа составляют приблизительно равные доли. Около четверти всех покупателей предпочтут по возможности самовывоз при любой стоимости доставки выше нуля.

Критерии выбора интернет магазина

Как правило, покупки онлайн дешевле, заказ можно сделать не выходя из дома, нет сложностей с доставкой, а ассортимент шире, чем в оффлайн-магазине. Ещё покупателей привлекает наличие дополнительной скидки, баллов, акций или даже подарочного сертификата в онлайн-магазине.

Наиболее важными для пользователя на сайте являются качественные описания товаров и наличие на сайте отзывов о товарах и почти треть респондентов хотят видеть понятную и подробную информацию о доставке, а также важны наличие разных вариантов оплаты заказа, удобная организация каталога товаров, размер и качество фотографий товаров и наличие на сайте поиска по товарам.

Среди программ лояльности, которые привлекают клиентов стоит выделить возможность оплаты накопленными бонусами, бонусы за регистрацию в магазине и, наконец, получение премиального статуса за частые покупки.



Как выбрали интернет магазин

Предложение товаров и услуг в интернете

На основе данных исследования специалистов торговой площадки Tiu.ru был составлен портрет российского интернет-предпринимателя. Больше всего интернет-предпринимателей в Москве и области (31% от общего количества). 51% компаний сравнительно недавно в сфере интернет торговли, а значит интерес к онлайн-торговле со стороны предпринимателей растёт. В основном это сфера B2B, всё популярней становится продажа услуг через интернет.

В Рунете уже достаточно широкий выбор товаров и услуг, и тем не менее он активно расширяется, а среди наиболее активно растущих стоит выделить авто-, мототовары и строительство (количество товарных позиций в них увеличилось почти в 2 раза за 2014 год). Достаточно крупными по количеству позиций являются категории “товары для дома”, “техника и электроника”, а также категория “одежда”, “обувь и аксессуары”.

Реклама интернет магазинов

Совместное исследование Tiu.ru и компании Data Insight показало, какими видами интернет-рекламы пользуются компании. 83% используют для продвижения своих товаров и услуг рекламу в интернете. Для 16% интернет является единственным используемым рекламным каналом, больше половины компаний считает интернет-маркетинг самым эффективным способом продвижения, а самым популярным каналом является размещение предложений компании на сайтах объявлений.



Хотите больше информации, цифр и графиков для полной картины состояния электронной коммерции в рунете? Вы можете самостоятельно ознакомиться с отчётами РАЭК и Data Insight.

* * *

Подводя итоги этого краткого обзора, можно смело утверждать, что рынок интернет торговли в России активно развивается и расширяется, предлагая Вам новые перспективы и возможности роста. Совершенствуйте свои интернет магазины, открывайте новые, а если Вы давно задумывались об открытии своего онлайн магазина, но пока не решились, предлагаем Вам попробовать X-Cart — готовый интернет магазин. Наше решение для электронной коммерции станет для Вас замечательным помощником, а команда квалифицированных специалистов всегда будет рада помочь.

Яндекс.Метрика